Мезенцев

Борис Сергеевич Мезенцев (1911-1970 гг.) - директор ЦНИИЭП зрелищных и спортивных сооружений с 1964 по 1970г. Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, заслуженный архитектор РСФСР, доктор архитектуры, профессор. Окончив рабфак архитектурно-строительного института, Мезенцев поступил в Московский архитектурный институт, и с тех пор его жизнь была связана с этим ведущим архитектурным заведением страны. Учась вместе с плеядой одаренных сверстников – Л. И. Баталовым, Д. И. Бурдиным, Г. А. Захаровым, М. Ф. Оленевым, Л. Н. Павловым, Ю. Н. Шевердяевым, он подготовил себя к плодотворной созидательной деятельности в качестве преподавателя. В течение 35 лет студенты стремились попасть в число его учеников. Многие из 500 его выпускников стали признанными мастерами советской архитектуры. Весной 1941 года одним из первых советских архитекторов Борис Сергеевич защитил кандидатскую диссертацию "Развитие театральных ансамблей 18 – 19 веков в России и Проект драматического театра на площади Пушкина в Москве", в ней обозначилась основа его творчества – сочетание высокой художественности и научного метода в решении функциональных задач. Ещё шла война, когда Мезенцев с энтузиазмом и огромным творческим жаром включился в работу по восстановлению разрушений. В первые послевоенные годы один за другим выросли на месте руин созданные им железнодорожные вокзалы в Харькове, Смоленске, Витебске, Ярцеве, Бородине, Горках Ленинских. Высотные здания столицы послужили подтверждением новых созидательных возможностей советского народа. За проект высотного здания на Лермонтовской площади в 1949 году Мезенцеву присуждена Государственная премия СССР. Над этим проектом Мезенцев работал совместно с архитектором А. Н. Душкиным. Высотное здание Министерства транспортного строительства на площади «Красные ворота» было построено в 1947–1953 годах. Борис Мезенцев обращался к укрупнённым элементам итальянской ренессансной архитектуры (в завершающей части асимметрично расположенной башни дома на Фрунзенской набережной, 1949), применял тяжеловесно-монументальные формы неоклассицистической декорации (здание ГУВД на улице Петровке, 1952–1959). Проектировал жилые дома построенные на проспекте Мира (1952) и Советской (ныне Тверская) площади (1953). Все эти крупные постройки также несут черты декоративной помпезности. В 1953 году, сразу после смерти И. В. Сталина, был объявлен конкурс проектов Пантеона славы великих людей Советской страны. Б. С. Мезенцев тоже принял участие в этом конкурсе. Над проектом также работали архитекторы В. Ф. Дановский, И. Л. Евзеков, Г. А. Дауман, В. И. Лутикова, Б. В. Палуй, В. Романовский, А. И. Пилихин, Ю. В. Ранинский, М. Смолянинова, А. А. Шайхет. После Всесоюзного съезда архитекторов (1955) и постановления о борьбе с архитектурными излиществами перешёл к рационалистической трактовке архитектуры. Участвовал под руководством А. В. Власова в проектировании юго-западного района Москвы (1954–1961). В 1960 году признанный зодчий был включен в авторскую группу по проектированию комплекса Дворца Советов на Ленинских горах вместе с ведущими советскими архитекторами А. В. Власовым, И. И. Ловейко и М. В. Посохиным. В 1963 он возглавил Управление по проектированию Дворца Советов. Талантливая разработка проекта стала серьезным вкладом в развитие советской архитектуры. С момента организации в 1964 году ЦНИИЭП зрелищных и спортивных сооружений Б. С. Мезенцев – его первый директор и творческий руководитель. В мастерских института собрались молодые архитекторы – Е. Г. Розанов, М. П. Бубнов, В. П. Давиденко, М. П. Константинов, В. Н. Шестопалов и другие. Наступил новый и очень плодотворный период его деятельности. Под руководством Мезенцева и при его непосредственном творческом участии было разработано множество индивидуальных проектов, созданы значительные правительственные здания, театры, санатории, составлены типовые проекты, по которым выстроены Дворцы культуры, клубы, кинотеатры, спортивные корпуса, бассейны, административные и культурно-просветительные здания. Среди градостроительных работ 60-х годов Б. С. Мезенцева – проектирование и строительство комплекса архитектурных научно-исследовательских и проектных институтов на проспекте Вернадского (1964–1968), здание Совета Министров Узбекской ССР в Ташкенте (1965–1967), В 1972 году получил Ленинская премию за Ленинский мемориал в Ульяновске (1967–1970. Последний стал блестящим завершением творческой биографии выдающегося архитектора. Имя Бориса Сергеевича Мезенцева было присвоено Центральному научно-исследовательскому институту экспериментального проектирования зрелищных и спортивных сооружений. Основные объекты созданные с участием Бориса Сергеевича Мезенцева: 1946—1951: Железнодорожные вокзалы в Харькове, Витебске, Смоленске, Бородине 1949—1953: Высотное здание на Лермонтовской площади (у Красных ворот) в Москве (соавтор А. Н. Душкин) 1952—1958: Реконструкция здания Московского уголовного розыска на улице Петровке, 38 1963—1973: Высотное здание проектных организаций на проспекте Вернадского в Москве 1965—1967: Здание Совета Министров Узбекской ССР в Ташкенте 1967—1970: Ленинский мемориал в Ульяновске. 1954—1961: Градостроительные проекты, в том числе нескольких жилых кварталов Юго-Западного района Москвы. За свою деятельность он получил много наград и премий: Ленинская премия (1972 — посмертно) — за архитектурный проект Ленинского мемориала в Ульяновске; Сталинская премия второй степени (1949) — за архитектурный проект высотного здания Министерства транспортного строительства у Красных Ворот в Москве; Заслуженный архитектор РСФСР (1969).